Man has no Body distinct from his Soul for that calld Body is a portion of Soul discernd by the five Senses.
ECHO — небольшая игра, и лишнего в ней не так уж много. В то же время ECHO — одна из немногих игр, тайны которой не поддаются мне даже после того, как я прошел ее несколько раз. И признаюсь, она не дает мне покоя даже сейчас.

Это небольшая научно-фантастическая повесть, из которой убрано все, кроме двух последних глав и фронтисписа. Оба главных героя — Дедушка и Фостер — мертвы, остались лишь два их помощника. Никаких дневников в игре нет, и если вы хотите разобраться в сюжете, вам придется реконструировать отношения всех четырех действующих лиц по разговорам выживших: Эн, клона из секты Дедушки, и Лондона, старинного разумного корабля, на котором летал уставший от жизни наемник Фостер.
Но рассказчики в этой истории ненадежны — или, если точнее, ненадежна Эн. Лондон не знает, что за конфликт был у Фостера с Дедушкой, и пол-игры расспрашивает Эн об этом. По ходу игры Эн дает разные версии произошедшего, в конце концов останавливаясь на том, что в случившемся виновата только она — как манипулятор, — но и это звучит достаточно неправдоподобно. В итоге Лондон просто отступается.
Именно чувство вины за произошедшее и приводит Эн на планету-Дворец. Дворец был построен во времена экономического бума и первой волны освоения космоса для того, чтобы победить смерть — но в прошедшие с этого момента века забыт. Эн несет с собой куб, в котором, как она считает, закодирован Фостер, а Дворец должен возродить его из этого слепка к жизни. Дедушка же – одержимый вечной жизнью амбициозный человек, создавший целую религию и армию клонов, чтобы подобрать ключи к этому Дворцу. Всё свое детство Эн, как и остальные ее братья и сестры, телом и духом готовилась к испытаниям в имитации Дворца, чтобы открыть его двери для Дедушки.
В 15 она сбежала из секты в большой мир и пряталась от Дедушки семь лет, пока ее не изловили Фостер и Лондон. Когда наемники привезли ее обратно домой, все пошло не совсем так, как планировалось, и в результате Дедушка был убит, а Фостер получил смертельную рану. Эн решила не бросать наемника во владениях секты и закодировала умирающего в куб с помощью особой машины — именно это хотел Дедушка сделать с ней, а потом и с собой, потому что верил, что только так сможет обрести вечную жизнь. После этого Эн с кубом отправилась к координатам планеты-Дворца, убедив Лондона, что у нее есть план.

Как вы могли заметить, мой краткий пересказ сюжета цикличен, как циклично и повествование в самой игре. Авторы поделили историю на 6 глав: “Прибытие”, “Возникновение”, “Чистота”, “Расцвет”, “Небытие” и “Просветление”. Помимо того, что такую последовательность стадий можно с некоторыми оговорками можно применить к жизни любого существа, у всех этих стадий в игре есть и дополнительные формальные роли.
Когда Эн попадает в Дворец, то с помощью куба и навыков, полученных еще в секте, “пробуждает” его. Дворец реагирует на ее присутствие мгновенно — обеспечивает ей свет, воздух, цветы. А потом делает тысячи копий Эн, которые повторяют ее движения, но при этом стараются ее задушить. Эти копии Эн называет “эхо” — к большому сожалению людей, которые пытались продать игру с таким названием хоть кому-нибудь.
Почти всю сознательную жизнь Эн готовили к великим испытаниям Дворца и великой награде за их прохождение, и единственная ее реакция на препятствия, выставляемые Дворцом, — это “победить любой ценой”. Лондон против, но Лондон — это всего лишь голос в шлеме, и его роль в происходящем минимальна.

Пробуждение “эхо” в игре происходит в несколько десятков этапов, отделяемых огромными выбросами энергии. Эти выбросы потом продолжают повторяться всю игру, они регулярно отключают свет и системы комбинезона Эн, а ее “эхо” просто перезапускают. Вся игра, кроме первой и пятой главы, разбита выбросами на циклы, которые также могут быть описаны словами из названий глав.
Всё, что Эн делает до выключения света, записывается в память “эхо” на следующий цикл и стирается в момент следующего выброса (настройки сложности позволяют увеличить память на цикл). Если Эн открывает двери — “эхо” тоже начинают их открывать, если стреляет — “эхо” начинают палить по ней, если ползает за укрытиями — “эхо” начинают смешно расхаживать вприсядку. Даже вредные для себя действия “эхо” будут повторять.
У выбросов есть и еще один важный для игры эффект: они оживляют “эхо”. Даже если вы передушили все копии в округе, то все равно не почувствуете себя в безопасности — через пару минут они вновь начнут разгуливать по уровню, вот только еще и душить научатся.
Так мы получаем краткую разбивку цикла по главам: “Возникновение” оживляет “Эхо”, “Небытие” отключает их, “Просветление” записывает в их сознание новые данные.

Must be consumed with the Earth
Получается, что в игре есть несколько уровней повествования, некоторые из которых цикличны: скрытая главная линия, в которой Дедушка много сотен лет готовит клонов, чтобы взломать защиту Дворца, сюжетный цикл путешествия Эн по Дворцу (циклом я это называю потому, что Дедушка не раз приезжал во Дворец, чтобы изучить его и использовать для тренировки клонов – возможно, и клонов раньше запускал), и мини-циклы жизни “эхо”.
В этой организации для меня и заключается формальная красота ECHO. Эн для этих “эхо” — полубог, они созданы по ее образу и повторяют то, что делает она. Они ограничены циклом — своей жизнью, а Эн может пережить тысячу их поколений. Разумеется, само это испытание “эхо” — шутка, шоу для создателей Дворца или его первых клиентов (мы не знаем, кто они и существуют ли они еще). Тот, кто пройдет испытания Дворца, сам станет полубогом для людей, сможет подняться над ограничениями своей формы и решать уже другие задачи.
Это вознесение аллегорически отражено в стихах “голосов вечности”, единственной “собиралке” в игре. Они одновременно и инструкция, и предостережение для тех, кто решится получить бессмертие. К сожалению, их система символов слишком сложна для меня, и за год я так и не приблизился к удовлетворяющим меня ответам на разные вопросы. Например, “The flesh and soul shall enter the Palace through separate doors”, “Плоть и дух войдут во Дворец через разные двери”. Значит ли это, что для каждого вознесения необходим расходный биоматериал, и значит ли это, что это вознесение необходимо будет повторять (в этом случае секту Дедушки можно трактовать и как создание себе запаса тел на будущее)? Или это значит, что “душа” Фостера вознеслась еще в момент пробуждения Дворца, а Эн просто должна была донести его тело до точки F и пожертвовать собой?

Этот вопрос тесно связан с тем, что произошло в конце игры. Поначалу мне было удобно думать, что бессмертие получил Фостер, а Эн делала то, на что ее запрограммировал Дедушка. Но теперь мне кажется, что бессмертие получила Эн, а Фостеру просто досталось не нужное ей больше тело — только так я могу увязать стихи “голосов вечности” и главное меню игры, в котором Эн просто лежит и переживает то, что произошло с ней тогда, когда она была жива в конвенциональном смысле слова.
ECHO — небольшая игра, и лишнего в ней не так уж много. Небытие от просветления в ней отделяет один шаг, а вечную жизнь в роскошном дворце сопровождают вечные муки. У ECHO много достоинств — это и красивая картинка, и неплохой hard sci-fi рассказ, но главное в игре — это тождество ее формы и содержания, вложенная структура, которую довольно сложно выдержать в сюжетной игре.
Мне жаль было узнать, что Ultra Ultra закрылись, и вот чем я решил для себя отметить их закрытие:
Фракталы взяты с http://paulbourke.net/fractals/
Неполный транскрипт игры https://medium.com/@alex.dxm/echo-game-transcript-49533e54db9f