Консервативный семейный уклад “американской мечты” предполагает, что каждое утро мужчина надевает строгий костюм и уходит на работу, а женщина остается дома и чистит сожженную предыдущим вечером кастрюлю. Вечером мужчина приходит домой с деньгами и одаряет благами “неразумную жену”, причем понимать это можно во всех аспектах, от экономического до сексуального.
Так устроены “Флинтстоны”, так устроен “Эдвард Руки-ножницы”, так устроены даже колонии на Марсе в книгах Филипа “Нашего всего” Дика.
Точно так же устроена Payday 2, чьих героев удобнее всего воспринимать как архетипы. Их волнуют исключительно деньги и средства добывания денег, у них нет имен – только клички, а их лица не имеют никакого значения – важны публичные маски. Добро пожаловать в “американскую мечту” и ее храм – банк, в который нельзя входить без строгого костюма.
Payday 1 начинался как маленькая зарисовка на тему ограбления банков – четыре трикстера против всего современного общества, своеобразный L4D с оружием, который был полон недостатков, но обещал что-то большее, – и это “большее” наконец явилось. На первый взгляд отличия не так заметны: знакомые по первой части персонажи занимаются тем же самым: грабят банки, магазины, убивают полицейских, исчезают с награбленным. Игра все так же беспощадна к новичкам – кое-где даже суровее оригинала – и вместе с тем дает большую свободу ветеранам.
На самом базовом уровне это все тот же адреналиновый забег наперегонки с собственной жадностью, сражение с полчищами сил добра за слитки золота, купюры, наркотики – но акценты в Payday 2 расставлены совершенно иначе. Если в первой игре вам необходимо было не только воровать, но и мастерски раздавать хедшоты и выполнять разные мелкие чэлленджи – за них вы получали новое оружие и апгрейды на него – то вторая часть отменяет почти все награды за действия внутри игры, чем сводит любое ребячество к минимуму, подчеркивая сакральность процесса ограбления банка для американской культуры.
Подготовка к заданиям теперь включает в себя покупку оружия и масок за собственные деньги (на производственные нужды вам позволено тратить лишь малую толику денег с ограбления, остальное идет “на пенсию”, что еще раз подчеркивает “серьезность” повзрослевших героев), но этим список тактических опций не ограничивается: теперь вы можете подкупить служащего банка, чтобы он сдал вам всю планировку охраны, или же подогнать на стоянку неподалеку скорую помощь с дополнительной аптечкой в багажнике.
Систему оружия заметно усложнили – теперь на каждое оружие из десятка доступных приходится по три десятка модификаций – прицелы, приклады, магазины, глушители – которые на данный момент не очень хорошо сбалансированы по мощи, точности и “заметности”.
Последняя же жизненно важна в так называемых “стелс-миссиях” – дело в том, что Overkill наконец довели искуственный интеллект в игре до необходимого минимума (см. MGS), и часть заданий теперь можно пройти вообще без тревоги и зубодробительных сражений – полагаясь исключительно на радиоглушилки, рукопашный бой и невероятную слаженность действий команды. Надо сказать, что по адреналину эти стелс-миссии, пробегаемые буквально за секунду до того, как пчела облетит вокруг граната и позвонит в полицию, с легкостью превосходят практически все кооперативные шутеры до этого.
Я еще не решил, как относиться к последнему значимому нововведению – системе классов, которая пришла в Payday будто из Borderlands (разве что с добавленных возможностью выбрать любое сочетание классов, не теряя преимущества ни одного из них). С одной стороны, она позволяет игроку самому выбрать нужный навык, а с другой стороны, баланс этих классов и даже навыков внутри них иногда просто смехотворен. Кроме того, вкладывание очков в навыки стоит очень немаленьких денег (которые и так уходят на кастомизацию оружия и масок), а в случае сброса возвращают всего половину – то есть пробовать новые навыки и сбрасывать их потом реально, но очень, очень, очень дорого – а свободных денег в начале игры в Payday 2 практически нет.
TL,DR:
Payday 2 – осознанно или нет – проходится по всем ключевым точкам “американской мечты”, чем отрывается от идейного наследия L4D и начинает играть на поле GTA (следующая часть которой, напомню, почти полностью посвящена ограблением). Но при всем при этом Payday 2 сатирична не напоказ, не внешне, а своей концепцией: вы надеваете пиджак и излюбленную маску, уходите на работу, возвращаетесь в дом с деньгами, после чего денег этих уже не видите, а инженеры – самые бесполезные люди в природе.